"Ничего не пишется само..."

Сегодня я выбрала для материала тему поэзии. Почему бы нет: в нашей Выксе, богатой на наличие творческих людей, есть и поэты. В городе уже 10 лет существует своё литературное объединение «Слово» (http://vk.com/lito_slovo — вот вам ссылочка), где можно встретить талантливо пишущих самородков. В этом самом литературном объединении есть даже члены Союза Писателей России. А наряду с ними — молодые, интересные авторы. Виктор Махров — один из них. Да, он молод, но в свои четверть века он — уже далеко не начинающий поэт и прозаик, при этом творчество его весьма плодотворно: более сотни стихов, рассказы и повести. Сегодняшний мой разговор с ним позволит читателю «Новой Выксы» немного познакомиться с ним.

«Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то он ни потратил» (Валерий Брюсов).

— Когда ты начал писать, и о чём было твоё первое произведение?

— Не помню, в каком году, но помню, что было это ещё, когда учился в школе, классе в 9-ом или в 10-ом. Говорят, обычно стихи начинают писать те, кто любит литературу. Но мне литература не давалась. Поиски глубинного смысла, как того требовали преподаватели — это не моё. Меня больше увлекала математика, и ещё история. Я и учиться после школы поступил в университет им. Лобачевского, на факультет экономики — мне это казалось тогда более интересным. Читать, правда, я любил всегда. А тут, в старших классах, как-то вдруг «попёрло» из души, захотелось рассказать кому-то, что со мной происходит. Понял, что лучше всего рассказывать бумаге. Думал, что написал про любовь, а получилось, скорее, про те чувства, которые меня тогда одолевали. Написал не рассказом, а именно стихами.

...Одиночество — слагаемое страха

Быть распятым на чужом кресте.

Время — скаковая черепаха

С трехпудовой гирей на хвосте...

— На твой взгляд, эти твои первые стихи были качественными?

— Я считаю, что умею оценивать как чужие произведения, так и свои. Тогда, по крайней мере, я был уверен, что это не было бумагомаранием. И эта уверенность позволила мне и дальше писать, писать. Для меня получалось так, что писать — своего рода облегчаться от груза, который тебя тяготит. Выложить всё из души, при этом сделать всё поэтично, красиво — это уже не просто облегчение, это удовольствие.

— Писал «для себя», или было желание поделиться с другими?

— Сначала — только для себя. Потом появилось желание познакомиться с другими, мне подобными и им показать своё творчество. Пять лет назад зарегистрировался на сайте «Проза.ру», создал свою страничку, и начал отправлять стихи и рассказы (тогда уже начал писать прозу, и считаю, она у меня получается совершеннее) туда. Так до сих пор и отправляю всё на этот сайт. Меня читают, есть рецензии, и они мне нужны.

«Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет.» (Александр Пушкин)

Верно, ой, как верно сказал Александр Сергеевич! Рифмоплётов нынче пруд пруди, но попробуй, найди среди них поэта, который умеет выразить в стихах то, что творится на душе! Да ещё выразить так, чтобы увидели, как она, душа, открыта и чиста! Именно это нам нужно — прочитать чистую правду. Она ударит, она до мурашек проберёт. Ведь она рассказывает не столько о том человеке, который её написал, она рассказывает нам о нас самих!

Как пишут поэты? Кто-то скажет, что им диктует Муза или, по-иному, вдохновение. Виктор считает, что поэзия находится в душе. Это то, как душа воспринимает окружающее.

...Ничего не пишется само.

В каждой букве скрыто откровенье.

В каждой точке — мыслей отраженье.

Каждый стих — души моей трюмо...

— О чём ты хочешь рассказать в своих стихах?

— Обычно получается, что о чём хочу, о том, что волнует, о том и рассказываю. Любовная лирика, социальная и гражданская темы — темы моих произведений. И если от любви никуда не деться — она во мне всегда, то остальные темы — они тоже рядом. И вообще, помните, как сказала Ахматова: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...». Темы вокруг нас. Другое дело — знать, что кому-то твои стихи нужны, что их будут читать и понимать. Сейчас ведь не серебряный век...

...Люди жаждут зрелищ и рекордов,

Жаждут плоских шуток от шутов.

Ждут цены на нефть стабильно твердой,

Но никто не ждет твоих стихов...

«Попадите строчкой в душу»

Поэзия обладает удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. И оттого самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, начинают сверкать и звенеть. И сейчас в ответ на высказывание Виктора, что никто не ждёт твоих стихов, возражу: ждут. И читают. И по-своему ценят. Тому доказательство — деятельность нашего выксунского литобъединения, изданные и раскупленные сборники стихов и прозы выксунских авторов.

— В литературном объединении «Слово» — немало пишущих выксунцев, ты сам уже знаком с их творчеством. Скажи, чьи стихи тебе более импонируют?

— Безусловно, мне нравятся стихи Владимира Белова. Очень высокий уровень. Очень тонко чувствующая душа. Умный человек. И, без сомнения, в стихосложении он профессионал. К тому же обладает отличной подачей темы. В результате попадает строкой в душу. К такому нужно стремиться. Нравится, как пишут Эдуард Чернышов, Татьяна Гордеева. Из молодых хочу отметить Марию Вулф — у неё интересные темы, она то, что находится вокруг, видит по-своему. Иным поэтам я завидую в том, что они могут писать про природу. Мне это не удаётся. Вот об осени многие пишут, получается красиво, мощно. А у меня идёт какая-то банальщина...

— Например?

— Например, вот это:

Промокший город увядает от тоски -

Безлюдны улицы, покорные ветрам.

Видны прохожему невнятные мазки,

Поэт узрел очарование очам...

— На мой взгляд, природу ты чувствовать умеешь, а значит, умеешь и показать её в стихах...

— Это тогда, когда в этой осени присутствует любовь.

...И всё равно осенняя погода

Не в силах сделать настроенье хуже -

Еще прекрасней кажется природа,

Когда играет солнце в мутной луже!

...Когда всё сплошь усыпано листвою,

И ветер лишь гуляет во дворе.

Я никогда так не был пьян весною,

Как в этом сумасшедшем октябре!

— А что ты скажешь о тех, кто считает себя поэтом, но на деле — обычный «бумагомаратель»? О тех, которым невозможно объяснить, что их сочинения — никак не назовёшь стихами — они этого не хотят понимать?

— Если человек хочет писать, плохо он это делает, или хорошо, дайте ему свободу. Пусть пишет. Пусть это не поэзия в том высоком виде, в котором её хотят лицезреть, но пусть пишет, возможно, и ему откроется то, что подарено свыше талантливым поэтам. В любом случае их желание приобщиться к чистому и светлому похвально.

— Теперь немного о твоей прозе. Ты говоришь, что писать рассказы тебе более удаётся. Но они, так сказать, «на любителя» ибо в них описываются несколько нереалистичные события...

— В настоящее время думаю начать писать повести из реальной жизни. Есть задумка рассказать о том, как жили люди в послевоенные годы. И основа для этого имеется — рассказы моего отца, а рассказчик он умелый. Сейчас для написания повести уже готов сюжет, у которого есть начало и окончание. И повесть будет написана — у меня в этой работе есть потребность.

Март 2014. Автор — Наталья Сынкова

Просмотров: 95